3. Варианты реализации систем
автоматизированной продажи билетов
В зависимости от объема пассажирских перевозок автовокзалы и автостанции можно условно разделить следующие группы:
крупные автовокзалы с объёмом перевозок 4000 пассажиров в день и более (это, как правило, автовокзалы областных центров и наиболее крупные автовокзалы и автостанции районного значения);
средние автовокзалы и автостанции, обеспечивающие ежедневно перевозку от 800 до 4000 пассажиров;
малые автостанции с объёмом перевозок до 800 пассажиров в день;
городские кассы продажи билетов.
Реализовывать автоматизированную систему продажи билетов для различных групп пассажирских автовокзалов и автостанций по единой схеме нецелесообразно по техническим причинам и невыгодно с экономический точки зрения. Поэтому для каждой группы автовокзалов и автостанций разработан свой вариант реализации автоматизированной системы продажи билетов, оптимально сбалансированный по техническим параметрам и стоимости.
3.1. Структура автоматизированной системы
для больших автовокзалов
Система автоматический продажи билетов для больших автовокзалов выполнена в виде локальной вычислительной сети с шинной топологией и выделенным файл-сервером. Это значит, что все компьютеры, установленные на рабочих местах, объединены в единую информационную систему, и каждому компьютеру доступна общая база данных. Такое решение позволяет продавать билеты на один рейс всеми кассирами одновременно и иметь оперативную достоверную информацию о работе автовокзала.
Автоматизированная система продажи билетов для больших автовокзалов содержит полный набор разработанных программно-технических комплексов (ПТК) и автоматизированных рабочих мест (АРМ (рис. 3.1). Условно все программно-технические средства разделены на группы, реализующие логически связанные функции.
К первой группе относятся ПТК и АРМ, обеспечивающие функционирование всей автоматизированной системы. Центральным устройством в этой группе является выделенный компьютер - файл-сервер, который управляет работой всех остальных ПТК и АРМ. На нем устанавливается специальное программное обеспечение - сетевая операционная система. Файл-сервер хранит полную информацию о реализации пассажирских перевозок, которую используют для своей работы другие АРМ. Высокая надежность файл-сервера обеспечивается резервировнием наиболее важных технических устройств, ответственных за сохранность информации, и применением источников бесперебойного питания для защиты от нестабильности сетевого напряжения.
Сервер удаленного доступа - это выделенный компьютер, основная функция которого - автоматическое предоставление доступа к ресурсам файл-сервера вашего автовокзала автоматизированных систем других автовокзалов, которые могут продавать обратные и транзитные билеты с вашего автовокзала, и обеспечение соединения любого АРМ кассира вашего автовокзала с файл-серверами автоматизированных систем других автовокзалов, с которых вы можете осуществлять продажу обратных и транзитных билетов. соединен с модемом - устройством, обеспечивающим передачу компьютерной информации по обычным телефонным линиям. Таким образом, сервер удаленного доступа выполняет роль своеобразного моста, соединяющего вашу систему с автоматизированными системами других автовокзалов. Кроме того, сервер удаленного доступа позволяет разработчикам осуществлять оперативную техническую поддержку вашей системы, а специалистам вашего автовокзала оказывать помощь кассирам и диспетчерам малых автостанций, оснащенных автоматизированным системам и находящихся в ведомственном подчинении.
АРМ администратора удаленного управления - это еще один способ взаимодействия с автоматизированными системами других автовокзалов и с разработчиками системы. В отличии от сервера удаленного доступа этот АРМ не является выделенным, его функции совмещаются с функциями другого АРМ. АРМ администратора удаленного управления обеспечивает автоматическое соединение с серверами удаленного доступа других автовокзалов для продажи обратных и транзитных билетов, но доступ к своему файл-серверу предоставляет только по предварительной договоренности. Поэтому основное назначение этого АРМ - продажа обратных билетов с других автовокзалов и оперативная техническая поддержка системой со стороны разработчиков.
Файл-сервер Сервер Модемы АРМ администратора Принтер
(центральный удаленного удаленного
компьютер) доступа управления
Группа обеспечения работы системы
АРМ кассира Контрольно- АРМ кассира Контрольно-
кассовая кассовая
машина машина
АРМ кассира Контрольно- АРМ работника Контрольно-
кассовая справочного кассовая
машина бюро машина
Группа обслуживания пассажиров
АРМ диспетчера АРМ бухгалтера АРМ администратора
автовокзала автовокзала (начальника автовокзала)
Группа управления Группа контроля и управления
перевозками автовокзалом
Мы настоятельно рекомендуем применять в вашей системе один из перечисленных видов удаленного управления. Это позволит реализовать оперативную техническую поддержку со стороны разработчиков системы!
Вторую группу программно-технических средств составляют АРМ, предназначенные для обслуживания пассажиров - АРМ кассиров и АРМ работника справочного бюро. Эти АРМ состоят из персональных компьютеров, контрольно-кассовых машин с фискальной памятью и специального программного обеспечения. АРМ кассира позволяет с каждого рабочего места выполнять продажу билетов на любой автобус, отправляющийся с автовокзала, как в текущий день, так и предварительно за месяц вперед. При продаже билетов реализуются все требования Российского и местного законодательства по обслуживанию пассажиров, пользующихся льготами. Анализ работы кассиров на Тульском автовокзале показывает, что в обычные дни каждый кассир обслуживает около 500 пассажиров в смену, а в дни максимального пассажиропотока - до 1200 пассажиров. АРМ работника справочного бюро кроме справочно-информационного обслуживания пассажиров регистрирует выручку от коммерческой деятельности автовокзала (заказ билетов по телефону и обслуживание пассажиров через комнату матери и ребенка, аренда помещений и площадей, другие виды услуг, оказываемых автовокзалом), а при необходимости работает в режиме продажи билетов как дополнительная касса.
Группу управления перевозками представляют АРМ диспетчера (одно или два рабочих места в зависимости от интенсивности отправлений автобусов и количества дежурных диспетчеров в смену). АРМ диспетчера автовокзала позволяет оформлять и печатать посадочные ведомости, вносить изменения в регламент перевозок в соответствии с оперативной обстановкой, вводить в расписание дополнительные рейсы и отменять существующие в случае схода автобуса, вести автоматизированный диспетчерский журнал. АРМ диспетчера автовокзала состоит из персонального компьютера, принтера и специального программного обеспечения.
Группу контроля и управления автовокзалом представляют два автоматизированных рабочих места - АРМ бухгалтера и АРМ администратора. АРМ бухгалтера позволяет получать исчерпывающую информацию в виде различных отчетов о финансовой деятельности автовокзала - как за текущий день, так и за выбранный промежуток времени, например, за декаду или месяц. Отчеты в наглядной форме таблиц показывают доходную часть деятельности автовокзала - выручку об продажи билетов, и расходную - суммы, предназначенные для перечисления автопредприятиям. АРМ администратора (начальника автовокзала) позволяет корректировать информационную базу данных и поддерживать ее целостность и надежность, а также предоставлять администрации автовокзала оперативные данные о текущей работе автовокзала и статистическую информацию о ходе реализации пассажирских перевозок.
Приведенный вариант структуры автоматизированной системы предназначен для установки на крупных автовокзалов областного значения, содержащих более десяти автоматизированных рабочих мест. Для автовокзалов с меньшим количеством рабочих мест (от 5 до 10) допускается совмещение функций нескольких АРМ на одном компьютере. Например, АРМ администратора можно использовать для ведения бухгалтерского учета работы автовокзала и удаленного администрирования. Такое совмещение позволяет получить полнофункциональную автоматизированную систему при меньших затратах.
Структура автоматизированной системы
для небольших автовокзалов
Для автовокзалов и автостанций районного масштаба с количеством рабочих мест от 2 до 4, нецелесообразно (хотя и возможно) применять структуру автоматизированной системы, ориентированную для установки на больших автовокзалах. Поэтому для таких автовокзалов и автостанций разработан свой вариант реализации автоматизированной системы, обладающей всеми необходимыми рабочими функциями. Структура такой системы приведена на рис. 3.2.
Для малых автовокзалов и автостанций идея совмещения рабочих мест продвинута еще дальше. Мы считаем нецелесообразным с технический точки зрения и расточительным с точки зрения экономический иметь в небольших системах центральный компьютер в виде выделенного файл-сервера. Поэтому его функции совмещены с функциями одного из АРМ, входящего в систему.
Анализ работы небольших автовокзалов и автостанций показал, что основная масса билетов продается на ближайшие отправления, доля предварительной продажи и продажи билетов на другие автобусы, отправляющиеся в течении дня, незначительна. Диспетчера при небольшом количестве отправлений имеют достаточные, а иногда и значительные, перерывы в работе. Основной режим работы таких автовокзалов - это оперативное обслуживание ближайших рейсов. Для таких автовокзалов и автостанций разработано специалбное универсальное рабочее место - АРМ диспетчера-кассира, с помощью которого диспетчер может не только распечатывать посадочные ведомости и осуществлять оперативное управление перевозками, но и продавать билеты, оказывая помощь кассирам. На этот АРМ устанавливается задача формирования финансовой отчетности о работе автовокзала и возлагаются функции центрального компьютера. При высоких характеристиках применяемых компьютеров такой универсальный АРМ не будет являться узким местом в автоматизированной системе. Экономическая же выгода от такого совмещения очевидна.
АРМ диспетчера Контрольно- АРМ работника Контрольно-
кассира кассовая справочного кассовая
машина бюро машина
Принтер Модем
АРМ кассира Контрольно- АРМ кассира Контрольно-
кассовая кассовая
машина машина
Рис 3.2. Структура автоматизированной системы для
небольших автовокзалов и автостанций
Изменены функции АРМ работника справочного бюро. Этот АРМ в системе присутствует с сохранением прежних функций, однако основной режим его работы - это продажа билетов. Кроме того, этот АРМ используется «по совместительству» для взаимодействия через модем с АРМ администратора удаленного управления центрального автовокзала для получения оперативной квалифицированной помощи и передачи информации о своей хозяйственной деятельности, и серверами удаленного доступа других автовокзалов для продажи обратных и транзитных билетов. Функции АРМ кассира в системах автоматизации небольших автовокзалов и автостанций не изменились.
3.3. Структура автоматизированной системы
для малых автостанций
На малых автостанциях обслуживание пассажиров и отправление автобусов часто выполняется одним человеком, выполняющим функции и кассира, и диспетчера. Для таких автостанций используется специальный АРМ, в котором совмещены все функции, необходимые для автоматизированной работы. Структура этого АРМ приведена на рис. 3.3.
АРМ диспетчера- Контрольно-
кассира кассовая
машина
Модем Принтер
Рис 3.3. Структура автоматизированной системы для
малых автостанций
Это рабочее место совмещает на одном компьютере функции всех основных АРМ, описанных ранее. Программное обеспечение АРМ позволяет вводить необходимые оперативные изменения и выполнять печать посадочных ведомостей на текущее отправление непосредственно из задачи кассира. Такое решение существенно упрощает работу кассира. Наличие модема дает возможность удаленного управления системой с центрального областного автовокзала, что существенно снижает требования к подготовке персонала автостанции. Кроме того, через модем позволяет реализовать продажу обратных и транзитных билетов с других автовокзалов.
3.4. Автоматизированная городская касса
В крупных городах для удобства обслуживания пассажиров раньше использовались городские кассы предварительной продажи билетов, относящиеся к ведомству Трансагенства. Наша система позволяет использовать городские кассы с расширенными ф